Аннотация:В данной статье рассматривается один из важнейших аспектов микроклимата туркестанского ислама в годы советизации Средней Азии, как отношения между басмачами и джадидами. Джадидизм изначально возник как прогрессивное просветительское и реформаторское движение внутри ислама. К 1917 г. он трансформировался в политическое движение, настаивавшее на автономном и общероссийском (а позже независимом и националистическом) демократическом, светском пути развития и будущего устройства Средней Азии. Отмечается, с самого начала прогрессистам активно противостояло наиболее консервативное крыло туркестанского ислама, получившее название «кадимийя», которое отстаивало традиционный, шариатский путь. В годы советизации – это противостояние вылилось в борьбу с новой силой – басмачеством, возникшим к 1918 г. ввиду целой совокупности причин. Подчеркивается, что в отношениях между джадидами и басмачами не было представителей единого лагеря и они не имели единых скоординированных целей.