Место издания:РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед Москва
Первая страница:194
Последняя страница:212
Аннотация:Одним из важных аспектов понимания эволюции – в том числе, эволюции коммуникативных систем, приведшей к появлению человеческого языка, – является внимание к возможным промежуточным стадиям, находящимся на пути от начального состояния к конечному. В настоящей работе показано, что даже для таких масштабных эволюционных приобретений, как человеческий язык, не нужны катастрофические эволюционные события, достаточно признания принципа перехода количественных изменений в качественные. Промежуточные звенья возможны даже для таких признаков, которые устроены по принципу «всё или ничего», и таких возможностей несколько (наличие признака лишь у части особей в популяции, проявление его лишь в некоторые моменты времени, лёгкость возникновения неврождённого признака при наличии подходящих воздействий внешней среды и т.д.). Адаптивность промежуточных стадий для процесса формирования человеческого языка обусловлена тем, что в роли отбирающего фактора выступает не способность особей производить коммуникативные сигналы, а их способность интерпретировать любые аспекты поведения сородичей, в том числе и те, для которых коммуникативная цель не ставилась. На этой основе в подходящих эволюционных условиях у приспособленных к такой интерпретации организмов язык возникает путём самоорганизации. Всеядные групповые приматы, оказавшиеся в больших количествах (ввиду изменения климата) вытесненными в открытые ландшафты, стали обращать внимание на те аспекты поведения сородичей, которые позволяли максимально эффективно выбирать поведенческие программы, адекватные наличной ситуации. Количество поведенческих программ увеличивается с появлением орудий труда, освоением огня и выходом в более холодные климатические зоны. Соответственно, увеличивается и количество деталей внешнего мира, которые необходимо различать для осуществления эффективного выбора поведенческой программы. В этих условиях появляется всё увеличивающийся спрос на сигналы, позволяющие различать релевантные детали внешнего мира, что стимулирует рост мозга, а с ним и дальнейшие возможности по увеличению количества таких сигналов как в репертуаре в целом, так и в отдельных репликах. Данное кольцо положительной обратной связи приводит к постепенному увеличению в популяции доли особей, умеющих различать сигналы при их произнесении и распознавании, произносить по нескольку сигналов за одну реплику и понимать их смысл в совокупности, а также модифицировать существующие сигналы для обозначения нового смысла и эффективно этот новый смысл распознавать. Когда эта доля достигает уровня, близкого к ста процентам, можно говорить о завершении процесса глоттогенеза.