Аннотация:Статья посвящена социальному измерению эпистемологии мысленного эксперимента. Отмечается, что традиционным для методологии мысленных экспериментов является обсуждение возможности получения с его помощью «нового знания» и в целом его соответствия практике экспериментирования. Этот взгляд проблематизируется на материале мысленного эксперимента Галилея и его интерпретации Т. Куном в классической статье последнего о функциях мысленных экспериментов в системе научного знания. Показано, что распространенный взгляд на мысленный эксперимент как на чисто логическую, абстрактно-вычислительную процедуру не позволяет адекватно оценить его возможности и историю применения. Предложено дополнить логико-эпистемологической анализ мысленных экспериментов социально-праксеологическим для выявления характера встраивания мысленных экспериментов в систему целеполагания и социальных приоритетов. Именно социальная практика, ее развитие и потребности подталкивают к пересмотру сложившихся концептуальных схем и вовлечению ранее неиспользуемых данных, а также направляют необходимую работу воображения в рамках процедурного измерения («исполнения») мысленных экспериментов. Таким образом, эпистемология мысленных экспериментов обнаруживает в них неустранимое социальное измерение, управляющее выбором материала и схематизмов работы воображения – компонента, резко отграничивающего мысленные эксперименты от абстрактно-вычислительных процедур