ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕстатья
Аннотация:В настоящей статье автором приведено теоретико-методологическое обоснование процесса формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий постановки и решения проблем, представлены структурно-содержательная и дидактико-инструментальная составляющие рассмотренной педагогической категории с методологических позиций системного и субъектно-деятельностного подходов. «Познавательное универсальное учебное действие постановки и решения проблем» рассматривается в аспекте системного принципа в качестве целостной системы, состоящей из совокупных компонентов, раскрываются структурные составляющие учебного действия «постановка проблемы» и учебного действия «решение проблемы». Теоретически обосновываются дидактические условия овладения младшими школьниками исследуемыми познавательными универсальными учебными действиями в соответствии с требованиями субъектно-деятельностного подхода. Показывается прямое и косвенное педагогическое управление процессом овладения учащимися структурными составляющими каждого из обозначенных познавательных универсальных учебных действий, реализуемое при соблюдении в образовательном процессе начальной школы совокупности дидактических условий: использование технологии интеллектуально-развивающего обучения (с опорой на реализацию в образовательной деятельности начальной школы ряда принципов); обеспечение визуализации проблемных ситуаций; осуществление речевого управления процессом постановки и решения проблемы посредством развития у детей логичности речи.