Аннотация:В работе представлен алгоритм, позволяющий оптимизировать стоимость и время выполнения морских сейсморазведочных исследований. Для решения задачи оптимального планирования предлагается применение эвристического алгоритма решения задачи коммивояжера на серии графов, к которой сводится система наблюдений сейсморазведки. Рассмотренный алгоритм предполагает работу с буксируемым оборудованием и с применением донных станций. Алгоритм обеспечивает близкий к минимальному путь, учет реальной геометрии судов и их скорости прохождения различных участков. Научная новизна работы заключается в применении генетического алгоритма оптимального планирования с учетом закрытия зон работ к задачам морской геофизики. Применение методов искусственного интеллекта позволило впервые в мировой практике разработать систему планирования, обеспечивающую возможность оперативной корректировки планов работ в зависимости от меняющихся метео- и иных условий, в том числе – при работе несколькими судами с использованием донных станций. В работе приведены описание разработанной методики, результаты разработки алгоритма в виде прикладного программного обеспечения и примеры планирования на тестовых данных.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: морская сейсморазведка, планирование сейсмических исследований, транзитная зона, оптимальное планирование, искусственный интеллект, алгоритмы оптимизации, путь Дубинса, генетический алгоритм