Аннотация:Одной из важных тенденций современного экономического развития является расширение спектра так называемых сетевых благ. Под сетевым понимается благо, полезность которого для каждого потребителя зависит от числа пользующихся им потребителей. Целью статьи является исследование динамического ценообразования на рынке сетевого блага с положительным сетевым эффектом при наличии двух типов потребителей: близоруких, учитывающих только текущую полезность блага, и стратегических, ориентированных на полезность за весь период использования блага. Динамика рынка, включая траектории цен, максимизирующие доходы монопольного поставщика, устанавливается путем исследования соответствующей теоретической модели при помощи численных экспериментов. Выявлены особенности этой динамики при большом числе близоруких потребителей и в условиях доминирования стратегических потребителей. Показано, что в отличие от рынка обычных благ монопольный поставщик сетевых благ может быть заинтересован в присутствии на рынке стратегических потребителей. Чем больше таких потребителей, тем короче период разогрева рынка поставщиком с помощью низких цен и выше темпы их последующего наращивания. Стратегические потребители оказываются заложниками своей ориентации на интегральный эффект в потреблении. Представлены направления дальнейших исследований рынка сетевых благ при неоднородном составе потребителей.
One of the important trends in modern economic development is the expanding variety of so-called network commodities. Network commodity is such thatits usefulness for each consumer depends on the total number of consumers using it. The purpose of the paper is to study dynamic pricing in the market for a network commodity with a positive network effect in the presence of two types of consumers: myopic, taking into account only the current utility of the commodity, and strategic, focused on utility for the entire period of use of the commodity. Market dynamics, including price trajectories that maximize the monopolist supplier's revenues, are established by running numerical experiments on the corresponding theoretical model. The features of this dynamics are revealed for the cases of a large share of myopic consumers and under the conditions of dominance of strategic consumers. It is demonstrated that, in contrast to the market for ordinary commodities, a monopoly supplier of the network commodity may be interested in the presence of strategic consumers in the market. The more such consumers, the shorter the period of warming up the market by the supplier by means of low prices and the higher the rate of the consequent price growth. Strategic consumers find themselves hostage to their focus on the integral effect in consumption. The directions of further research of the market of network commodities with the heterogeneous consumers are presented.