Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2017 г.
Аннотация:Сопоставляются подходы западных и отечественных ученых к детской игре. Опираясь на книгу британского исследователя игры Б. Хьюза, автор дает характеристику 16 типам детской игры, принятым в европейской науке. Принципиальное отличие в отношении западных ученых к игре заключается в акценте на инициативности и самостоятельности ребенка в любом виде игры. Роль взрослого (модератора игры) не в управлении детской активностью, а в стимулировании и поддержке инициативности детей, включая даже опасные действия. В отечественной традиции взрослый занимает охранительную и руководящую позицию. Он транслирует детям культурные нормы и способы действий (в том числе игровых). Соответственно, воспитатель руководит действиями ребенка и отвечает за его безопасность. Если в западной науке игра выступает как универсальное средство адаптации к разным сферам реальности, то в отечественной - сюжетно-ролевая игра - условие развития сознания и мотивационной сферы ребенка.
Western and Russian approaches to children's play are compared. Basing on British scientist B. Hughes's book the author characterizes 16 types of play considered in European science. Principal specificity of such an approach to play is the accent on child's initiative and self-reliance in any of the types. Adult's (moderator's) role does not include the management of child's activity; adult must stimulate and support children's initiative (dangerous kinds included). Adult's role in Russian tradition is protecting and managing one. The adult transmits to the children cultural norms and actions (play included). The educator is in charge of child's activity and bears responsibility for child's safety. If the play in Western science is seen as universal means of adaptation to different spheres of reality, in Russian psychology subject-role play is seen as the condition of child's consciousness and motivation sphere development.