Аннотация:Успешное профессиональное развитие личности возможно лишь в случае адекватного представления о мире профессий и сформированного профессионального самоопределения. Согласно периодизациям этапов формирования профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова), старший подростковый возраст является наиболее значимым для формирования профессионального самоопределения и подготовки к осознанному выбору профессии. Что делает актуальным разработку программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Цель исследования: разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Исследование проводилось в три этапа (констатирующий до и после программы развития и формирующий) в течение апреля – мая 2017 года, в котором приняло участие 40 учеников 8-х классов, разделенные пропорционально на две группы: контрольную и экспериментальную. На констатирующем этапе проводилась диагностика всех компонентов профессионального самоопределения школьников с помощью методов анкетирования и психологического тестирования. Программа психологического сопровождения была направлена на развитие всех компонентов профессионального самоопределения и формирование осознанного выбора профессии. Программа состоит из 8 занятий, рассчитана на 14 часов и включает такие методы работы, как профориентационная игра, карточная игра, групповая дискуссия, работа в микрогруппах, анализ ситуаций профессионального самоопределения. После проведения программы были выявлены статистически значимые различия в выраженности компонентов профессионального самоопределения у восьмиклассников контрольной и экспериментальной групп. У школьников экспериментальной группы повысился уровень осознания ценности труда. Значительно снизилось количество школьников с низким уровнем ориентировки в профессиональном мире. После проведения программы большинство учеников смогли выделить свою профессиональную цель. У большинства учеников повысился уровень знаний о возможных препятствиях на пути к получению профессии и о возможностях их преодоления.