Аннотация:Увеличение мощностей производства и потребления автомобильных, грузовых и велосипедных шин приводит к необходимости их переработки и утилизации. Сжигание изношенных шин приводит к выбросу токсичных газов (H2S, COS, CH3SH, SO2, NOx), тяжелых металлов и твердых частиц c дымовыми газами, а также к образованию канцерогенных полициклических ароматических и гетероциклических соединений. Захоронение отработанных шин наносит значительный ущерб окружающей среде путем загрязнения атмосферы, почвы и грунтовых вод. Основная доля процессов переработки изношенных шин приходится на пиролиз, в результате которого образуются пиролизные масла, газообразные продукты и полукокс, очистка и модификация которых позволяет получать ценное нефтехимическое сырье и активированный уголь. Образование серосодержащих соединений, обусловленное наличием серы в исходном сырье, значительно снижает качество получаемых продуктов пиролиза, что влияет на дальнейшее их использование. В обзоре рассмотрено влияние скорости проведения пиролиза, вида сырья, вида реактора в процессе, а также влияние условий переработки, таких как температура, количество сырья, давление и присутствие катализатора, на количественный и качественный состав образующихся в газовой фракции, пиролизном масле и полукоксе серосодержащих соединений. Описаны принципы и механизмы разложения вулканизированного сырья.