Аннотация:В настоящее время изучение религиозного знания осуществляется преимущественно в рамках религиозной эпистемологии, что не исключает егорассмотрения и с позиций нонкогнитивистского подхода, например фидеизма. Однако наибольший интерес представляет когнитивизм, сторонники которого исследуют проблематику религиозного знания, используяряд стандартов классической эпистемологии, но при этом видоизменяютих, создавая стандарты собственно религиозной эпистемологии. Однимиз авторов, развивающих данное направление, является Дж. Греко, который продолжает традицию изучения свидетельств (testimonial evidence)и их роли в формировании и функционировании религиозного сознания.Стремясь упорядочить свидетельские знания, он пытается их типологизировать, выделяя, с одной стороны, знания, представленные как совокупность свидетельских данных, и, с другой стороны, как знания, передаваемые и усваиваемые в процессах коммуникаций, имеющих место, например,внутри религиозного сообщества. Дж. Греко критикует аргументы скептиков, утверждающих невозможность того, что свидетельские данные могутслужить достаточным основанием религиозной веры. В статье подчеркивается упрощенность предложенного Дж. Греко подхода, так как он не дифференцирует разные по своим эпистемологическим характеристикам знания,представленные в свидетельствах (в частности, рефлективные и вариативные знания, которые формируются и усваиваются по-разному). Вместе с тем онакцентирует внимание на проблеме, значимой не только для религиозной,но и для всей классической эпистемологии, а именно: влияние моральногоавторитета той или иной формы постижения бытия (науки, религии и пр.)и ее конкретных представителей, вырабатывающих соответствующие знания,на усвоение эпистемических истин как специализированными сообществами(например, научным сообществом), так и обществом в целом.Философские рассуждения Дж. Греко показывают, что тема религиозныхсвидетельств в рамках классической эпистемологии не сводится к банальнымутверждениям о том, что они не соответствуют ее критериям. Эти размышления затрагивают ряд тем, значимых для данной эпистемологии. Одновременно эти рассуждения указывают и на необходимость разработки религиознойэпистемологии, исходящей из специфики религиозного знания, со своимикритериями верификации и методологией его получения.