Истоки иконографии «Небесная литургия» в византийском искусствестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византий-
ской живописи. В искусстве X–XIII вв. заметен определенный интерес к литурги-
ческим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец»,
«Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд дру-
гих, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной
предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях
тексты, которые являются парафразом песнопений. По сути, эту сцену можно рас-
сматривать как завершение процесса визуализации литургии в росписях алтарных
апсид, который имел место на протяжении всего средневизантийского периода. Од-
нако первые изображения Небесной литургии включаются в систему росписи ку-
польной части храма, а не алтарной, что связано с восприятием этого образа как
теофанического. Косвенно на это могли повлиять и определенные эсхатологические
настроения поздневизантийской эпохи. Несмотря на существование ряда компози-
ционно близких сцен, нельзя однозначно назвать конкретный прототип, из которого
бы генетически вырастала «Небесная литургия». Скорее всего, первоначально эта
сцена формируется «стихийно» как выражение идеи ангельского служения, а затем
постепенно дополняется деталями реального богослужения и упорядочивается, что
нужно понимать как желание воспроизвести внешние приметы Церкви в ее земном
бытии, характерное для поздневизантийского времени.