Аннотация:В статье исследуется рельефный цикл театра древней Нисы (Кария), выполненный на рубеже II–III вв. Его сюжеты, размещенные на подиуме scenae frons, обнаруживают связь c местными легендами о Плутоне и Персефоне и укрытии младенца Диониса у нимф. Очевидно, что данная скульптурная декорация, может быть, поставлена в один ряд с нарративными ионисийскими композициями других театров Малой Азии (Перги, Иераполя, Сиды). Анализ сюжетов обнаруживает их связь социокультурной средой, в частности с риторической традицией второй софистики, а также с императорской идеологической программой, в которой образы правителя и Диониса сближаются. Вписывая рельефный цикл в контекст эпохи, автор отмечает его самобытность, выраженную в характере размещения композиции – совмещении двух сюжетных линий и приемах их «примирения». В поисках иконографических аналогий происходит обращение к широкому кругу памятников пластического искусства и изображениям на монетах. Учитывая нарративный характер рельефной декорации театра в Нисе, автор находит опору мифо-ритуальным основам цикла в литературной традиции.Ключевые слова: Ниса, младенец Дионис, Плутон, Персефона, театральный рельефный цикл, триумф, нарратив