Аннотация:В статье впервые рассматривается феномен личности в этнической культуре удмуртов. В этот контекст гармонично вписывается Соловьева Ольга Николаевна (1932–2018), известная в народе как Ӝакы/Ӝакапай/Ӝакы апай (букв.: тетя Сойка/Ронжа). Исследовательский интерес к ней обусловлен рядом причин: ее огромный багаж знаний песенного репертуара и обрядов, умение свободно импровизировать в рамках своей локальной традиции, уникальные музыкально-слуховые способности.Анализ исполнительского облика О. Н. Соловьевой позволил установить связь между звучащими в ее репертуаре песнями и судьбой певицы. Многие неприуроченные песни представляют собой автобиографическое повествование, посвященное раздумьям о несчастной судьбе, сиротской доле. Большой корпус песен в ее репертуаре относится к так называемым именным песням, являвшимся своего рода памятью о человеке, заключенной в музыкально-песенную форму. Другая уникальная черта песенного искусства исполнительницы – знание иноэтнических песен близлежащих деревень и на языке оригинала (русском, марийском, татарском), и в переводе на удмуртский язык. Знание обрядов местной традиции делало О. Н. Соловьеву значимой и уважаемой персоной для местного сообщества. Она до последнего дня своей жизни соблюдала и чтила выработанные традицией мировоззренческие установки, правила поведения, каноны исполнения обрядов и напевов, которые старалась привить окружающим ее людям. Всё это вызывало неподдельный интерес к ней в научных и общественных кругах. И сегодня, когда с нами рядом нет исполнительницы, ее имя оживает в многочисленных проектах разного направления.