Аннотация:Введение. Многочисленные исследования влияния социально-экономических факторов на процессы роста и развития детей и подростков охватывают период более 100 лет и становятся все более популярными. Перед исследователем встает проблема в каждой конкретной ситуации найти подходящие критерии оценки «качества жизни». За последние 25 лет полюс внимания исследователей сместился с характеристик, связанных напрямую с экономическим положением страны, социальной прослойки, семьи, в которых растет ребенок, в сторону более синтетических, и в то же время конкретных, факторов, более или менее опосредовано характеризующих качество жизни обследуемых.Материалы и методы. Для анализа использованы данные по тотальным размерам тела: длина и вес тела, обхват груди; и по основным социально-экономическим характеристикам: уровень образования и профессия родителей, количество детей в семье. Рассчитано значение индекса массы тела. Проведен однофакторный дискриминантный анализ данных, нормированных в пределах каждой половозрастной группы (с годичным интервалом, средний возраст равен целому числу лет). Оценена статистическая достоверность различий средних показателей по группам в зависимости от образования или профессии одного из родителей, количества детей в семье или уровня материальной обеспеченности семьи.Результаты. Рассчитаны коэффициенты корреляции между социально-экономическими характеристиками и средние значения исследованных морфологических признаков по группам в зависимости от социально-экономической характеристики.Обсуждение. Две обследованные группы значительно различаются по социально-экономическим характеристикам семей обследованных. В современной Москве полностью изменился характер связей между ними, соответственно, изменился и характер отмеченных статистически достоверных различий средних значений исследованных морфологических признаков по группам в зависимости от конкретной социально-экономической характеристики.Выводы. Набор признаков, описывающих социально-экономический статус семьи обследованного ребенка должен соответствовать условиям, сложившимся в каждой конкретной ситуации, как с точки зрения информативности, так и с точки зрения доступности информации.