Аннотация:В статье содержится сопоставительный анализ двух комедий: «Горя от ума»А.С. Грибоедова и «Возврата Чацкого в Москву…» Е.П. Ростопчиной. Драматическоесочинение Ростопчиной (1856) представляет собой своеобразное продолжение пьесыГрибоедова. Ростопчинская пьеса, в которой представлены новый приезд Чацкогов Москву, приуроченный к 1850 г., и его последствия, носит откровенно памфлетный характер, представляя собой преимущественно сатиру на лица. Памфлетностьсоздается прежде всего благодаря очевидной портретности двух персонажей, добавленных писательницей: поэта-славянофила Элейкина и западника ЕвлампияМоисеевича Феологинского. Прообраз первого – славянофил А.С. Хомяков, второго – Н. Г. Чернышевский. Ростопчина резко меняет соотношение центра и периферии в системе персонажей: если у Грибоедова фигуры такого рода являются третьестепенными, то у его продолжательницы они выходят на первый план: конфликтславянофила Элейкина и его адептов Горичей с западником Феологинским и егоприверженцами Цурмайером, Петровым, женой Феологинского (урожденной МимиТугоуховской) и ее сестрой княжной Зизи Тугоуховской является основной пружинойдействия в «Возврате Чацкого в Москву…». Другая трансформация, совершеннаяРостопчиной, – отказ от любовной интриги как основы сюжета. Кроме того, писательница полностью лишает образ Чацкого потенциально комических элементов, которыенаходили в нем первые критики. В системе персонажей она уравновешивает его образфигурой его конфидентки княгини Ольги Юрьевны Цветковой, прототипом которойявляется сама писательница. «Возврат Чацкого в Москву…» – идеологическая сатирическая комедия.