Место издания:Издательство Московского университета Москва
Первая страница:189
Последняя страница:194
Аннотация:Целью работы стало исследование особенностей образа мира и образа Я у такой психологически проблемной группы младших школьников (8-9 лет), как дети, отличающиеся высокой конфликтностью. Результаты обнаружили неоднозначное соотношение особенностей мировосприятия и самооценки у детей. Реальная самооценка у большинства конфликтных и неконфликтных детей младшего школьного возраста была высокой и не имела резких различий, однако у первых она была менее дифференцирована (более сглажена), что указывало на относительно меньшую рефлексивность и критичность конфликтных школьников. Ожидаемые детьми оценки и со стороны родителей, и со стороны сверстников, как правило, превосходили их собственные оценки (заметим, что это обстоятельство не позволяло видеть причину их конфликтности в переживаниях, связанных с недооценкой со стороны значимого окружения). В то же время мировосприятие сравниваемых групп обнаружило явные различия. Конфликтные дети воспринимали окружающий мир, свою страну, знакомых и незнакомых людей, друзей, а также свои возможности и даже свое будущее в целом гораздо более негативно и настороженно, чем их неконфликтные сверстники. Показано, что снижение позитивности мировосприятия у младших школьников можно рассматривать как существенный индикатор неблагополучия в их личностном развитии, который целесообразно использовать в целях ранней диагностики проблемных вариантов развития у детей.