Аннотация:Выявляя уровень владения языком учащихся с неродным русским языком обучения в СОШ, необходимо опираться и на европейские стандарты. В таком случае снимается острота проблемы терминологии русский язык неродной/ иностранный. Русский как неродной можно классифицировать в случае, когда говорящий активно использует язык, владея им на уровне не ниже В1, и тогда неважно, из какого региона мира ученик российской общеобразрвательой школы. Именно фактор уровня владения языком учитывался, когда в советские годы были введены понятия РКИ и РКН. Критерий «приятие русской культуры как близкой, знакомой» можно считать субъективным, плохо формализуемым, а критерий «отношение к русскому языку как средству межнационального общения» тоже не отражает истинного положения дел, ведь учащиеся, например, из Самали и Афганистана общаются на русском языке.
На наш взгляд, необходимо учесть и тот факт, что в обучении РКИ, РКН и русскому родному, при определении разных целей обучения, на практике происходит некоторое смещение в реализации этих целей. Не совсем верно было бы считать, что основной целью изучения РКИ является только утилитарное его усвоение как орудия общения и выражения мысли, так как в процессе качественного преподавания (именно качественного) закладываются и основы лингвистического феномена данного языка, на которые надстраиваются коммуникативные компетенции (см. требования к уровню С1 владения языком по европейским стандартам). Другое дело, что объём теоретических сведений о языке у изучающего РКИ и как самостоятельную дисциплину российской образовательной школы разный. Однако и неправильно считать, что главная цель общеобразовательной школы в преподавании дисциплины «русский язык» – освоение основ русистики. Это удел учащихся гимназических филологических классов. Таким образом, очевиден перекос в предъявлении объема теоретических сведений о языке по методикам РКИ /РКН и русского родного. Осознание этого факта заставляет нас искать способы, приёмы введения теоретических сведений, не разрушающих интерес к живому слову и способствующих качественному освоению языковой системы.