Профессиональный стандарт "Географ" в контексте университетского географического образованиястатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 апреля 2022 г.
Аннотация:Профессиональные стандарты (далее – ПС) определяют характеристики квалификации, необходимые работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Они широкоприменяются в международной практике, в том числе в сфере образования. ПС формируют основудля разработки программ профессиональной подготовки и методов оценки и аттестации результатовпрофессионального обучения. Отсутствие в России ПС в сфере профессиональной деятельности географов до последнего времени являлось причиной отсутствия институализации профессии «географ»со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями. Разработанный и утвержденныйв 2020 г. ПС «Географ» во многом решает эту проблему. Содержание и результаты этой работы определили цель данной статьи – проанализировать опыт разработки ПС «Географ» и провести предварительную оценку его потенциального влияния на университетское географическое образование в условияхпостоянно происходящих изменений структуры высшего профессионального образования. Для этогорассмотрены основные научно-методические основы формирования ПС; проанализированы концептуальные и институциональные проблемы, которые возникали при разработке ПС «Географ»; описаныэтапы его разработки; определены трудовые и обобщенные трудовые функции, реализуемые географами в разных сферах экономической деятельности; оценены потенциальные последствия принятиясобственного ПС для университетского географического образования в России. В рамках ПС «Географ»в функционал междисциплинарного географа вошли основные виды его деятельности: выполнение полевых и изыскательских работ, подготовка аналитических материалов, организация географическихпроектов, проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ. ПС «Географ» можетсыграть существенную роль в развитии высшего географического образования в России, так как позволяет университетам «затачивать» подготовку студентов на наиболее актуальные и конкурентоспособные сферы профессиональной деятельности выпускников-географов с учетом запросов регионального рынка труда и возможностей продолжения образования, не ограничивая при этом узкими рамкамиспециализации. Для выявления перспектив использования разработанного ПС необходим мониторингсферы занятости выпускников образовательных программ по географии, их поддержка со стороны работодателей. Принятие ПС «Географ» не исключает, а предполагает в дальнейшем разработку специализированных ПС, более адекватно отражающих специфику отдельных географических направленийи сфер деятельности.