Аннотация:Статья посвящена семантико-композиционной роли форм praesens historicum вЖитии протопопа Аввакума. Употребление praesens historicum Аввакумом может выделять переломный момент в душевном состоянии отдельного лица. С помощью глаголов в praesens historicum выделяются реплики как Аввакума, так и других действующихлиц — высказывания, которым автор Жития придает особенный смысл. Композиционная функция praesens historicum в Житии протопопа Аввакума — обозначение кульминации и/или развязки в сюжетах эпизодов. Если до Епифания Соловецкого и Аввакума употребление praesens historicum в древнерусской книжности было мотивированообъективной значимостью обозначаемого им состояния или события, то у создателейобоих автобиографических житий, но у Аввакума в несоизмеримо большей мере, чем уего соузника по пустозерскому темничному сидению, само использование настоящегоисторического становится средством наделения соответствующего действия или ситуации значимостью. И Епифаний Соловецкий, и Аввакум предпочитают использоватьформы настоящего исторического с процессной семантикой, в чем проявляется связьс письменной некнижной традицией и устным нарративом. Аввакум часто стремитсяк актуализации процессного (дуративного и итеративного) смысла глаголов, как бы задерживая, «растягивая» действие или наделяя однократное событие потенциальной повторяемостью. При этом в формах praesens historicum оказывается возможным писать осамых разных действующих лицах: Аввакум в отличие от Епифания, акцентирующего спомощью глаголов в настоящем историческом только действия сверхъестественных сили собственные переживания и ощущения, не эгоцентричен. Аввакум, не отбрасывая конвенций, принятых в церковной книжности, делает их соблюдение или нарушение предметом свободного выбора. Вместе с тем он, во многом ориентируясь на форму устногонарратива, не подчиняет полностью свое повествование и принципам устного слова,сказа. Используя формы настоящего исторического как маркер, выделяющий особеннозначимую информацию, Аввакум, по-видимому, учитывает употребление таких форм вжитиях; обозначая с их помощью длящиеся процессы и действия и создавая зримые сцены, он ориентируется на некнижную письменность и на устный нарратив, в том числе,видимо, на Житие и рассказы старца Епифания. Аввакум одновременно творит в рамкахтрадиции и взрывает ее изнутри.