ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВ ВОЗМОЖНОГО БУДУЩЕГОстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 2 ноября 2016 г.
Аннотация:В статье описано исследование факторов, влияющих на способность делать разумный и полноценный выбор профессии после окончания средней школы. В работе ставилась также задача найти способы формировать эту способность. Авторы сочли важной для полноценного профессионального самоопределения способность представлять спектр возможных следствий, вытекающих из разных выборов. 60 испытуемых-старшеклассников, назвавших свой профессиональный выбор, описали свою жизнь после этого выбора. Затем они были разделены на контрольную и экспериментальную группы, уравненные по полу, возрасту, размерам и глубине описаний будущего. Экспериментальная группа прошла сессию интерактивной работы с компьютерной программой LifeLine® (А.А. Кроник и другие), позволяющей выстроить субъективную картину своего жизненного пути, отрефлектировать и скорректировать свои жизненные ориентации. После этого обе группы описывали варианты возможного будущего, следующие за десятью разными вариантами выбора профессии. Экспериментальная процедура (работа с LifeLine®) значительно повлияла на количественные и качественные параметры описаний образов возможного будущего.
The study was focused at the factors determining the ability to make reasonable and comprehensive vocational choice by middle school graduates, persuing the goal to develop ways to train this ability. The authors selected the ability to represent a range of possible future outcomes of different choices, considering it to be substantial for making optimal choice. 60 subjects were asked to tell their actual vocational choice and to write about their anticipated future life after this choice. Then they were divided into control and experimental groups equated by age and gender, as well as by volume and depth of their descriptions. The subjects from the experimental group were proposed to work with the interactive computer program LifeLine® by A. Kronik, that makes it possible for a user to reconstruct a subjective picture of one's life circle, to reflect on and to correct one's life orientations; after this both groups described images of possible future following 10 variants of vocational choice. Experimental procedure (working with LifeLine®) positively influenced qualitative and quantitative parameters of the subjects' descriptions of images of possible future.