Аннотация:Статья посвящена актуальным вопросам участия широкой об-щественности в развитии народного образования в порефор-менной России. Рассмотрены правовые нормы участия граж-данского общества в жизни учебных заведений, благодаря учреждению таких коллегиальных органов как попечительские советы, которые способствовали увеличению числа учащихся, росту числа стипендий, дающих право на бесплатное обуче-ние. В статье показано каким образом, принятые Положения о начальных народных училищах способствовали конструк-тивной консолидации местного сообщества, его сплочению на благородной ниве народного просвещения. Также в статье поднимается вопрос реализации политики социальной на-правленности, которая осуществлялась земскими деятелями и попечителями, с использованием тех возможностей, которые им предоставляли, как разработанные нормативно- правовые акты, так и укорененные в обществе традиции благотвори-тельности и милосердия. В статье особо обращено внимание на морально- нравственные принципы, которые были положены в основу развития народного образования в рассматриваемый период, которые, как никогда, востребованы нами сегодня. Из-лагая аргументацию, автор опирается на региональные мате-риалы историко- педагогического плана