К.Д.Федорчук. Особенности государственной поддержки женского предпринимательства в России: барьеры и возможности, Том 28, выпуск 4, 2022.DOI: 10.35854/1998-1627-2022-4-404-413статья
Аннотация:Цель. Разработать предложения по повышению эффективности государственной политики в направлении женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ). Задачи. Выявить специфику женского предпринимательства в России; определить основные барьеры и проблемы, характерные для российских женщин-предпринимателей; проанализировать существующие программы государственной поддержки женского предпринимательства в РФ, их полноту и эффективность реализации.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности развития женского предпринимательства в России. В контексте исследования, проведенного в формате электронного опроса 35 женщин-респондентов в марте 2021 г., занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах (Москве, СанктПетербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте), выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, угрозы и возможности для женского предпринимательства в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также дана оценка уровня государственной поддержки со стороны опрошенных.
Результаты. Установлено, что главными препятствиями для женщин при построении собственного бизнеса в России стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки. Кроме того, установлена высокая способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их особенности свидетельствует множество ранее проведенных исследований. Но в условиях пандемии коронавируса COVID-19 навыки женщин-руководителей, способности принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.
Выводы. С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в данном направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения этой проблемы можно предложить следующие меры: создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны; введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и формирование специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ; установление режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности.