Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и формирование разночинного сословного сознаниястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 июня 2022 г.
Аннотация:«Отцы и дети» – политический роман, который произвел колоссальное воздей-ствие на русское общество 60-х гг. XIX века. Он стал не только символом конфликта от-цов и детей, либералов и радикалов, он послужил литературной основой, на которой начался «раскол в нигилистах», имевший серьезные последствия для развития социально-политический мысли русской радикальной интеллигенции и формирования разночинно-го сословного сознания. Эта статья – попытка ответить на вопрос, почему представители, казалось бы, столь идеологически близких «партий», Д.И. Писарев из «Русского слова» и М.А. Антонович из «Современника», в трактовке романа Тургенева и образа Базарова за-няли столь полярные позиции: первый признал роман полезным, второй – очень вредным для русского общества. В статье выдвигается гипотеза, что так называемый «раскол в ни-гилистах» был обусловлен не случайным «непониманием» внутри «демократического лагеря в период 60-х годов», а «сословным вопросом». Писарев и Антонович имели схо-жие убеждения, оба относили себя к «молодому поколению», но первый был разночинец «по сословию», второй – разночинец «по образу мыслей», то есть был дворянином, кото-рый по сумме своих взглядов был близок к «мыслящим пролетариям». Статья Антонови-ча, содержащая разгромную критику романа «Отцы и дети», была политическим выска-зыванием, цель которого – защитить «честное имя» разночинцев от клеветы. Антонович, будучи «семинаристом», чувствовал себя неуверенно в российском обществе и встретил роман, якобы, содержащий заведомо ложную информацию о разночинцах и «современ-ных направлениях», «ощетинившись». Он боялся последствий для «уязвимого» сословия. Писарев же, хоть и находился тогда на стороне «молодежи», имел возможность говорить о романе в положительном ключе. Будучи дворянином, он чувствовал себя гораздо более уверенно в обществе. История показала, что опасения Антоновича не были беспочвен-ными. Роман Тургенева оказал-таки «вредное» влияние на отношение общества к пред-ставителям разночинной интеллигенции в 1860-е гг. Но роман оказал и «положительное» воздействие на формирование разночинного сословного сознания. В статьях об «Отцах и детях» Писарев сделал Базарова символом своей «теории реализма», указал пути, кото-рыми нужно идти, чтобы исправить русское общество.Ivan Turgenev's novel “Fathers and Sons” made a strong impact on Russian society in the 1860s. Everybody argued about Bazarov and nihilism in Russia. Bazarov became a symbol of the conflict between fathers and children, liberals and radicals. But, besides this, the novel led to a split of Russian radicals into two groups. The first group of radicals recognized Bazarov as a “symbol” of the younger generation. This group was headed by Dmitry Pisarev. The second group recognized Bazarov as a “caricature” of the younger generation. This group was headed by Maxim Antonovich. This article is an attempt to answer the question of why this happened. The article hypothesizes that the conflict between the radicals was caused by the class issue. Dmitry Pisarev and Maxim Antonovich had similar convictions, but had different class interests. An-tonovich was the son of a priest, he felt insecure in society. Therefore, he recognized Turgenev's controversial novel as dangerous for raznochintsy's class. Pisarev was a nobleman and felt confi-dent in society. Therefore, he saw no threat in Turgenev's novel. After the publication of the nov-el “Fathers and Sons” Antonovich's fears were confirmed. Many contemporaries began to per-ceive nihilists as people capable of violence and destruction. When fires broke out in St. Peters-burg in 1862, newspapers began to write that nihilists were to blame for the arson. But some time passed, and the attitude of many young people towards Bazarov began to change. New readers of the novel “Fathers and Sons” discovered many positive traits in Bazarov that they wanted to imitate. We noticed his absolute sincerity, his faith in science. Raznochintsy existed in Russia since the time of Peter I. But earlier raznochintsy wanted to get an education in order to become nobles. And in the middle of the 19th century there appeared such commoners who wanted to be on their own. Turgenev in his novel gave them a visible image of how one can look and behave. And Dmitry Pisarev gave them ideology. He told how one can live and think. And since that time the word “raznochintsy” has disappeared from use. Raznochintsy with ideology began to be called the “intelligentsia”.