Аннотация:Статья посвящена рассмотрению лингвистической и культурной семантики насланных болезней, а именно уро́ков, призо́ров и килы́ на материале архангельских говоров, извлеченном из данных картотеки "Архангельского областного словаря" и собственных полевых записей автора. Привлекаются данные этимологических и других диалектных словарей. Уточняются значения анализируемых слов. Целью исследования является комплексное описание и систематизация культурно значимой информации о сглазе и порче, представленного диалектными текстами, и реконструкция фрагмента традиционной языковой картины мира, связанного с народной медициной. В статье используется метод когнитивного анализа языкового материала и этнолингвистический метод. Область народной медицины, к которой относится сглаз, неоднократно вызывала интерес у диалектологов. Однако, несмотря на это, многое до сих пор остается за рамками их исследований. Малоизученным является и предмет нашего рассмотрения. Отмечается изменение в семантике уро́ков и призо́ров, связанное с утратой внутренней формы анализируемых слов, указывающей на способ злонамеренного воздействия. Уточняется содержания понятия кила́, а именно указываются возможные проявления этого заболевания. Причиной сглаза или порчи, как правило, становятся напряженные социальные отношения между односельчанами. Анализ диалектного материала демонстрирует, что народная культура деревенского жителя оказывается наполненной мифологическими и религиозными представлениями о мире. Вера в сглаз, оговор, порчу, в сверхъестественные силы, восприятие болезни как изъявления злой воли человека до сих пор характеризуют мироощущение деревенского жителя.