Аннотация:В статье освещается проблема учреждения Киевской митрополии, которая до настоящего времени остается камнем преткновения для современных историков. Автор сопоставляет ряд мнений специалистов прошлого (Г. Гёльцера, Ж. Даррузеса, М.Д. Приселкова, А. Поппэ и Э. Хонигманна) с новейшими научными данными. В середине ХХ в. византинист Э. Хонигманн впервые применил к решению данной проблемы византийские памятники канонического права – списки митрополий Константинопольского Патриархата (notitiae episcopatuum). В современной российской историографии гипотезу Э. Хонигманна, что «Русская митрополия в составе Цареградской Патриархии была учреждена не позднее 997 г.», принято считать «окончательно доказанной». Между тем, новейшие исследования полностью опровергают устаревший аргумент об изначальном вхождении Киевской митрополии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Автором впервые привлечен византийский источник конца Х в. - послание еп. Льва Синадского анонимному Эфесскому митрополиту из собрания Österreichische Nationalbibliothek (Cod. Vindob. Phil. Gr. 342. fol. 163v, 166v-167v.). Венский манускрипт уже удостоился подробного описания в ряде работ, однако его анализ применительно к реалиям времени Крещение Руси не был предпринят вплоть до настоящего времени. Уникальную информацию послания еп. Льва Синадского об Эфесском митрополите как «главе Церкви» удалось верифицировать с помощью привлечения важнейшего поствизантийского памятника XVI в., каковым является соборная «Утвердительная» грамота Константинопольского патриарха Иоасафа II (от декабря 1560 г.). Сравнительный анализ привлеченных византийских источников Х в. и XVI в., содержащих идентичную информацию по данной теме, полностью подтверждает, что именно наделенный патриаршим достоинством Эфесский митрополит, названный «главой Церкви» в греческой рукописи X в. из собрания Österreichische Nationalbibliothek, стал легитимным участником создания автокефальной Киевской митрополии со времени Крещения Руси Владимиром Святым.