Аннотация:В статье впервые последовательно изложена история разработки и строительства самолетов-полипланов (с числом крыльев не менее четырех) в мире в период до начала Первой мировой войны. Вычленены и перечислены пять идей, приводившие конструкторов к, на первый взгляд, нерациональной схеме полиплана. Это не только увеличение суммарной площади крыльев и стремление увеличить их удлинение для повышения аэродинамического качества, но и применение решетчатых крыльев для устранения перетоков воздуха по размаху крыла, тандемных крыльевых коробок для повышения продольной устойчивости и схемы «моноплан-тандем на подвижной раме» для увеличения устойчивости при больших углах атаки и эффективного управления по тангажу. Приводится перечень 39 построенных в этот период моделей полипланов с указанием идей, которыми руководствовались конструкторы при их создании. Показано, что интерес к полипланам в США и Великобритании по сравнению с остальными странами был непропорционально велик. Сделаны предположения о том, с чем это может быть связано. Впервые выявлено, что существовали не один, а два различных пятикрылых самолета Дж. Зербе. Дан пример того, что статистический анализ технических конструкций может помочь в оценке степени оригинальности конструкторской школы отдельной страны.