Аннотация:В статье исследованы теоретические основы проблемы познавательной самостоятельности, охарактеризованы особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Осуществлен анализ научных подходов к определению сущности понятий «познавательная самостоятельность» и «познавательная активность», уточнено их определение. Авторы статьи, резюмируя взгляды известных отечественных и зарубежных ученых на заявленную проблему, приходят к выводу, что феномен познавательной самостоятельности представляет собой интегративное качество личности студентов высшей школы. Структура познавательной самостоятельности студента рассматривается как объединение взаимодополняющих компонентов: мотивационно-волевого, практико-ориентированного, содержательно-методического и рефлексивного в модели развития познавательной самостоятельности студентов.Ключевые слова: познавательная самостоятельность, формирование познавательной самостоятельности, познавательная активность, дидактическая модель, умение учиться, студент.