Место издания:Издательство Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Санкт-Петербург
Первая страница:102
Аннотация:вампира, который не нашел успокоения после смерти и встает из могилы, вредитлюдям, домашнему скоту, пьет кровь и совершает другие вредоносные (или па-тронажные) действия, представлен несколькими мифологическими персонажами(βρυκόλακας, στοιχειό, τσακάλι и пр.), основным из которых является βρυκόλακας‘вурдалак’. Лексема «вурдалак» встречается в разнообразных диалектных вариациях:βρικόλακας, βρικούλακας, βρικόακας, βρεκόλακας, βροκόλακας, βρακόλακας, βιρκόλακας,βορκόλακας, βουρκόλακας, βουλκόλακας, βορβόλακας, βουρβόλακας, βουρβούλακας,βορβάλακας, βαρβούλακας, βόλακας, βουρδούλακας, βουρδόλακας, βορδόλακας,βορδούλακας, πρόλακας, βρικουλακάδις, βρικολάκισσα, βρικουλατσίνα, βουρβουλακίνα,βουλκόλακας, βουρκούλακας, βουλκούλακας, βαρβάλακας, βαρβούλακας, βυρκόλακας,βρουκουλάτς, βρικολάτς, βρικουλάκι, βρικόλακις и пр. Слово известно во всех трех грам-матических родах: βρικόλακας, βρικούλακας, βροκόλακας и т. д. — м. р., βρικολάκισσα,βρικολακίνα, βρεκολακίνα, βρικουλατσίνα, βουρβουλακίνα и т. д. — ж. р., βρικουλάκι,βρικολάκι, βρικολακάκι и т. д. — ср. р. Термины мужского и женского рода исполь-зуются для обозначения персонажей мужского и женского пола соответственно,а среднего рода — для обозначения детей, рожденных от вурдалаков, детей, ставшихвурдалаками, или в качестве уменьшительно-ласкательной формы. Для обозначения«ходячего» покойника используются и другие локальные лексемы: λάμπασμα (отλάμπω — ‘светить’, так как вурдалаки имеют особые отношения с огнем), φάντακας(ср. φάντασμα — ‘привидение’), σαρκωμένος («с плотью»), κατσικάς (от κατσίκι — ‘коза’,так как считалось, что вурдалаки могут появляться с козлиными ногами, рогами, по-крытые шерстью), καταχανάς (*καταχωνάς < καταχώνω — ‘погребать’), и др.Представ-ления о вурдалаках занимают одно из центральных мест в греческой народной де-монологии. Эти мифологические персонажи имеют большое функциональное поле,превосходящее рамки представлений о персонаже — вампире, выходящем по ночамиз могилы и пьющем кровь у людей и животных. В новогреческой народной куль-туре функция вурдалака «пить кровь» не является доминирующей. Вурдалак пред-стает в образе «ходячего» покойника, который может иметь как вредоносные, таки патронажные функции. В докладе будут представлены основные характеристикиМП (по схеме Виноградовой-Толстой) в балканской перспективе, а также этнолинг-вистические карты, демонстрирующие географию распространения лексем, исполь-зующихся для номинации персонажа.