Аннотация:Предметом исследования являются жанр дневника сумасшедшего у русского писателя Н. В. Гоголя и китайского писателя Лу Синя и их одноименные повести «Записки сумасшедшего». Объектом исследования являются перволичное повествование, сознание героя и автора, и социальное сознание в дневниковом жанре. Автор подробно рассматривает типологические сходства и различия жанра дневника сумасшедшего у Н. В. Гоголя и Лу Синя, анализирует структуру текста, модусы художественности, личность героя и голос автора с психологической и культурно-исторической точек зрения, прослеживает тему безумия в русской и китайской литературной традиции. Основными выводами являются то, что жанр дневника сумасшедшего у Н. В. Гоголя и Лу Синя характеризуется трагичностью, лиричностью и полноценным изображением личности и внутреннего мира героя, и то, что оба писателя сочетают в своем творчестве рациональные и иррациональные факторы, сочетают точку зрения героя и голос автора в форме перволичного повествования от лица сумасшедшего. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление различий типов мышления двух героев, двух писателей и двух стран, и указание психологического и культурно-исторического оснований появления данного жанра в русской и китайской литературе. Новизна исследования заключается в синтетическом исследовании, типологическом сравнении, и в использовании методов психоанализа и поструктурализма.