Аннотация:В статье рассматривается проблема несбалансированности бюджетной системы Китая. Углубление разрывов в бюджетной обеспеченности провинций – серьёзная проблема социально-экономического развития не только Китая, но и большинства стран с формирующимися рынками, включая Российскую Федерацию. Более того, в случае обострения проблема задолженности провинциальных бюджетов может стать источником системных рисков для мировых финансовых рынков и мировой экономики. Уже сейчас многие эксперты обращают внимание на то, что объём задолженности бюджетов китайских провинций превышает запас официальных инвалютных резервов страны. Однако пока темы влияния дисбалансов региональных бюджетов и возможных способов снижения уровней накопленного провинциями внешнего и внутреннего долга остаются недостаточно разработанными исследователями. Частично это объясняется как ограниченной доступностью статистических данных по провинциальным и местным бюджетам, так и концентрацией эмпирических исследований на международных макроэкономических проблемах после глобального финансового кризиса. В статье проводится анализ динамики дефицитов провинциальных правительств и валового регионального продукта провинций Китая за период 2004-2014 гг. Выбор данного временного отрезка объясняется несколькими причинами. Во-первых, он включает два периода посткризисного восстановления национальной экономики. Это позволяет проследить эффективность бюджетного стимулирования экономического роста на уровне провинций. Во-вторых, для этого периода доступны относительно полные статистические данные по базовым разделам провинциальных бюджетов. В-третьих, доступны данные по источникам финансирования бюджетных дефицитов и используемых на провинциальном уровне способов управления накопленным долгом. Проведённый в статье анализ позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, сопоставление бюджетной обеспеченности субъектов центрального подчинения Китая свидетельствует об углублении диспропорций в региональном развитии. Во-вторых, для достижения цели, выдвинутой руководством КНР, перехода к модели развития, основанной на внутреннем спросе, стране предстоит кардинально реформировать бюджетную систему государства. От того, насколько успешно стране удастся решить проблему снижения задолженности общественного сектора, уменьшить разрывы в социально-экономическом развитии приморских и внутренних провинций, будет зависеть возможность перехода Китая к более устойчивой модели развития, основанной на внутреннем потреблении.