Аннотация:Архетип идеального города является одним из наиболее значимых в развитии мировой культуры в связи с тем, что представление об идеальном мироустройстве, воплощенное в пространственном образе, с древности отражало важнейшие ценностные ориентиры культур Средневековья и Нового времени как Запада, так и Востока. В русской культуре архетип идеального города нашел свое воплощение в образах Небесного Иерусалима и града Китежа. В качестве объекта исследования нами выбрано творчество российских художников-наивистов XX в., позволяющее проследить динамику развития данного архетипа в современной отечественной культуре. Предметом исследования является воплощение и своеобразная интерпретация архетипа идеального города в творчестве художников-наивистов Павла Петровича Леонова (1920—2011), Вагана Еревандовича Сакияна (1926—2002), Юрия Дмитриевича Деева (1944—1998); целью — выявление культурно-обусловленных трактовок национальных архетипов идеального города в наивном искусстве ХХ века. Проводится также многоуровневое культурологическое исследование творческого мира художников-наивистов П.П. Леонова, В.Е. Сакияна и Ю.Д. Деева, раскрывающее наиболее характерные черты данного художественного феномена. Изучение русской народной культуры предполагает обращение к целому ряду работ по культурологии, философии, мифологии, истории, филологии, фольклористике и другим наукам, рассматривающим вопросы национальных архетипов. Анализ произведений наивной живописи русских художников осуществляется на основе культурфилософского, сравнительно-исторического, типологического, аналитического подходов. Искусство наива как удивительное явление русской культуры весьма мало изучено в современной науке, между тем оно объединяет множество различных культурно-психологических, культурно- исторических и социокультурных явлений.