Аннотация:В статье рассматриваются персонажи с необычным телесным обликом, распространенные в современных русских произведениях антиутопической тематики. Прогнозируя будущее, писатели создают модели человека с учетом достижений техники, науки и медицинской практики. Анализ параметров телесных изменений, их корреляции с окружающим предметным миром произведения и функций «телесного моделирования» приводит автора к следующим выводам. Во-первых, специфический внешний облик действующих лиц позволяет наглядно представить психологическое и культурное многообразие современного социума. Во-вторых, современная литература, делая новейшие достижения науки материалом для своих обобщений, защищает гуманистические представления о ценности человеческой личности в ее, так сказать, наличном виде. Изменение же человеческой природы обнажает страх человека перед биоинженерными практиками. В-третьих, моделирование персонажей у сегодняшних авторов произведений с антиутопической тематикой намечает размывание
границы в привычной оппозиции «природа / человек», поскольку человеческое тело символически воплощает для субъекта границу между внешним и внутренним. В результате переформатирования ландшафта реальности человек включается в единую природно-вещную Вселенную, и «новое» тело персонажей
лишает читателя возможности разделить в нем человеческое и животное. Таким образом, описанный литературный прием можно считать отражением революционного поворота в нашем восприятии природы: она перестает быть чем-то внешним, объектом; проблема «человека в пейзаже» (Андрей Битов) сменилась
проблемой пейзажа самого человека как биосоциального существа с еще не до конца понятой сложной природой.