Аннотация:В статье рассматривается вопрос о соотношении свободы и личностного развития в представлении ряда выдающихся мыслителей России XIX в. Автор показывает, что огромное влияние на формирование соответствующих идей оказывала немецкая философия (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель). Однако вместе с этим имела место рецепция православной аскетической традиции, связанной со сборником “Добротолюбие”. В результате формировались различные концепции “личности” (сам этот термин в его современном понимании возник именно в 1830-е гг. у рассматриваемых в статье авторов), отразившиеся в публицистике, литературной критике и философских трудах. Автор приходит к выводу, что формирование представлений о “личности” происходило в России именно в контексте вопроса о личной свободе. Ее развитие рассматривалось В.Г. Белинским и М.А. Бакуниным как результат всемирно-исторического прогресса. “Личность” в рамках такого взгляда связывалась с самосознанием и его возвышением. М.М. Сперанский и А.С. Хомяков средоточием человеческого прогресса видели личное совершенствование. В таком случае “личность” воспринималась как “цельное бытие”, как человек в целом, а его центром - духовная сфера. Общество рассматривалось как возможность духовного совершенствования личности. Два разных взгляда на “личность” определяли и различные представления о человеческой свободе: она, в первую очередь, виделась либо условием развития личности, либо условием общественного прогресса.