Аннотация:Помимо мотивации студентов к систематическим занятиям регулярный контроль знаний важен для более объективной итоговой оценки их знаний преподавателями. В традиционных условиях преподавания такой контроль осуществляли с помощью домашних заданий, тестов и контрольных работ на семинарах. Вынужденное проведение занятий во время пандемии в дистанционном формате поставило задачу совершенствования методов контроля знаний студентов. На химфаке МГУ задолго до пандемии началось развитие дистанционного обучения на платформе Moodle. В 2020/2021 уч. г. была создана рейтинговая система оценки по курсу «Кристаллохимия», при этом ее реализация была различной для общего потока (150 чел.) и специализированных групп (до 26 чел.). В рейтинг с разными коэффициентами входили оценки за короткие тесты и более продолжительные контрольные работы на занятиях, а также выполнение домашних заданий, которые тоже были как в виде тестов, так и вопросов, требующих от студентов развернутых ответов с графиками и рисунками. В процессе поиска наиболее адекватных способов оценки знаний студентов были использованы разные варианты настройки тестов (вопросы, требовавшие прикрепления ответов, преподаватели оценивали обычным образом). Например, у студентов была одна или несколько попыток для ответов, в последнем случае оценка могла быть наивысшей или последней по времени; количество правильных ответов и сами правильные ответы студенты могли увидеть, как сразу после выполнения теста, так и после его полного «закрытия» (т. е. окончания отведенного на тест времени не у конкретного студента, а того промежутка, в течение которого все студенты могли отвечать). К сожалению, настройки, способствующие освоению материала вдумчивыми студентами, облегчали получение более высоких оценок теми, кого интересовал только формальный результат. Поэтому при включении оценок за тесты в общий рейтинг целесообразно использовать более жесткие условия (одна попытка без показа правильных ответов), а для не учитываемой в рейтинге самостоятельной работы условия могут быть мягче, в частности, ограничение времени на выполнение теста конкретным студентом может отсутствовать. По отзывам студентов тренировочные дистанционные тесты были значимы для акцентирования внимания на ключевых вопросах курса, способствовали закреплению материала и существенно облегчили подготовку к контрольным работам.