Аннотация:Прошло более сорока лет со дня смерти известного общественно-политического деятеля Санджая Ганди (1946-1980) – младшего сына премьер-министра Индии Индиры Ганди (1917-1984), но споры вокруг его личности не утихают и сегодня. Имя Санджая носит ряд географических объектов и крупных сооружений общественного назначения; его неоднозначная фигура нередко становится объектом популистской риторики лидеров политических партий, предметом новостных сообщений, а также прообразом персонажей художественных произведений. Восхождение Санджая Ганди на политический Олимп было сложным процессом, начавшимся с усиления молодежного крыла партии Индийский национальный конгресс и выстраивания новой вертикали власти в противовес «старой элите» – приближенным Индиры Ганди. Временем претворения им в жизнь спорных социально-политических реформ стала вторая половина 1970-х годов, на которую пришелся 21 месяц «мрачного» чрезвычайного положения в стране (1975-1977). Результаты инициированных Санджаем мероприятий в рамках проведения программ по планированию семьи, борьбы с неграмотностью, наведения порядка за счёт сноса трущоб и насильственного выдворения части населения из городов до сих пор вызывают жаркие споры в индийском обществе. Представители поколения, чья молодость пришлась на 1970-е годы, сегодня воспроизводят «свои» – публицистические и художественные – истории режима. В ряде версий ответственность за факты злоупотребления властью и допущенные вследствие этого правонарушения лежит исключительно на фигуре Санджая Ганди. В то же время «тёмного принца» эпохи чрезвычайного положения сравнивают с персонажем древнеиндийского эпоса «Махабхарата» – мудрым царским советником Санджаей, с великим могольским правителем Акбаром (1556-1605) и выдающимся сикхским правителем Ранджитом Сингхом (1799-1839). Для одних он – герой, а для других – антигерой. В статье прослежены этапы складывания культа Санджая Ганди, выявлены факторы, повлиявшие на его формирование, и показаны некоторые формы его проявления.