Аннотация:Письменные источники повествуют о множестве философов древнего мира, которые жили в античных полисах, мировых империях… уединенных усадьбах в деревенской глуши античной ойкумены. Традиция, сложившаяся в стереотип, утверждает об исконном эллинском начале философской мысли: Фалес и Анаксагор, Протагор и Демокрит, и, наконец, Сократ, как признанный родоначальник «антропологического поворота» в философии. Так считали в Средние века, в этом было убеждено Возрождение и Новое время, так считают и поныне. Но авторы античного мира зачастую отдавали пальму философского первенства отнюдь не эллину, а скифу, одному из семи мудрецов – Анахарсису. Ссылки на авторитет этого имени при разрешении проблем этического, морального и правового характера встречаются у более чем 70-ти античных авторов. Подкреплять свои рассуждения цитатами Анахарсиса не гнушались ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель, значимость мнения скифского мудреца не раз подтверждали Цицерон, Сенека, Плутарх, Дионисий. Биографией философа интересовались Геродот и Страбон. Свою значимость рассуждения Анахарсиса сохраняли до эпохи Патристики (Раннее Средневековье), после чего на долгое время это имя оказалось выключенным из списков философов. Интерес к Анахарсису вновь появился в ХХ веке благодаря шведскому ученому Я. Киндстранду. Во многом из-за авторитета этого шведа и целому ряду других менее значимых исследователей, Анахарсис стал фигурой легендарной, «притчей во языцах» у историков. К сожалению, интерес философов к фигуре Анахарсиса по большей части – отсутствует.