Аннотация:В Средние века, как правило, большинство трагических эмоции воспринимались как антисоциальные, часто проводилась параллель между такими эмоциями и смертными грехами. Однако восприятие такого рода эмоций могло изменяться под влиянием ситуации, и эти переживания могли становиться логичными или даже полезными для человека. Особенно ярко это начинает проявляться в алтарных композициях в эпоху Ренессанса.
Целью статьи является рассмотрение ряда фундаментальных эмоций – гнева, горя, страха – в контексте ряда произведений немецких и нидерландских мастеров XV - начала XVI веков, посвященных циклу Страстей Христовых и сценам Страшного суда.
Данное сообщение носит междисциплинарный характер и нацелено на расширение понимания того, как композиционные приемы, выбор цвета и даже формат влияют на изображение эмоций в религиозных произведениях. Некоторые нидерландские и немецкие мастера ставят перед собой повествовательную задачу в ходе создания той или иной сцены из цикла Страстей Христовых, другие - экспрессивно-символическую задачу. Однако анализ произведений художников XV – первой трети XVI веков из Нидерландов и Германии с точки зрения психологии эмоций дает новые возможности для понимания художественного и социального контекста существования алтаря.