Аннотация:Гентский алтарь привлекал внимание любителей и знатоков искусства с момента его создания в 1432 году, однако первые научные исследования появились лишь в начале XIX века. Исследователи XIX века, начиная с Иоганны Шопенгауэр и заканчивая Уильямом Уилем, посвящают свои монографии заказчикам алтаря, атрибуции панелей полиптиха и социально-культурному контексту создания произведения. При этом створки Гентского алтаря после своего создания более десяти раз меняют свое месторасположение в связи с наполеоновскими войнами, продажей части панелей и появлению первых значительных музейных собраний. После первой мировой войны панели Гентского алтаря воссоединись. Это привело к тому, что появилось гораздо больше исследований, посвященных полиптиху; среди них можно отметить работы главного хранителя Королевского музея изящных искусств Поля Фиренса, немецких и нидерландских ученых Густава Беенкена, Макса Фридлендера и Карла Фолля. Однако после короткого мирного периода 1918-1939 годов панели алтаря снова были перемещены в результате захвата территории Бельгии немецкими войсками. И только после 1945 года изменения в расположении створок Гентского алтаря завершаются. История бытования алтаря после 1432\35 года, когда он был завершен Яном ван Эйком, заслуживает дополнительного анализа, что даст возможность по-новому взглянуть на методологию исследования этого произведения. Историки искусства как XIX, так и первой половины XX века не могли выносить полностью обоснованных суждений о Гентском алтаре из-за различных политических и экономических обстоятельств, которые привели к сепарации панелей алтаря. Метод сопоставления искусствоведческих работ и нахождения панелей Гентского алтаря в промежутке между 1781 и 1945 годами, когда в результате военных действий и политических решений панели алтаря оказались разобщены, дает возможность по-новому взглянуть на его историографию. Целью статьи является выявление дополнительных условий, которые повлияли на изучение полиптиха.