Аннотация:Предметом исследования статьи являются процессы, происходившие в духовной сфере нидерландского общества XV века, о которых можно судить по трактатам выдающегося философа и деятеля католической церкви Николая Кузанского (1401-1464) и по тем образам, сюжетам, художественным приемам, которые используют нидерландские живописцы этого времени, такие как братья ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Робер Кампен, Иероним Босх. В исследовании привлечена следующая методология: исторический, системный подходы, методы стилевого и компаративного анализа. При этом основное внимание уделено сопоставлению взглядов Кузанца и той манере и идеологической программе, которая демонстрируется в творчестве художников XV столетия.
Новизна данного исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько взгляды Николая Кузанского соотносятся с мировоззрением людей XV века – переходного периода от эпохи Средневековья к Новому времени. Представления жителей Нидерландов этого времени о мире и о месте человека в мире, о божественном предопределении и повседневной жизни отражаются на заказе нового типа алтарных композиций и портретов мастерам ранней нидерландской живописи. Благодаря проведенному анализу на конкретных примерах раскрывается тема общности мировоззрения в рассматриваемом хронологическом периоде. Сопоставление живописных работ и мыслей Кузанца демонстрирует общность взглядов, отражающих переломную эпоху в истории искусства.