Аннотация:В статье рассматриваются теоретические основы системы воспитания. Многочисленные факторы воздействия на личность приводят к тому, что в убеждениях, качествах и поведении личности проявляются закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Общество является активным, генеральным участником воспитания, ответственным за его результат, что определяет необходимость изучения процесса воспитания в конкретных социальных условиях. Поскольку основа нравственности закладывается в детстве, в процессе «воспитания любовью», социализация человека изначально ориентирована на добро. В дальнейшей жизни, сталкиваясь с нивелированием ценности жизни и достоинства, человек уходит в различные формы саморазрушающего поведения, амплитуда которого весьма широка: от ухода в воображаемые миры до агрессивных форм яростного протеста. Системное изучение социально-педагогических предпосылок успешности функционирования систем воспитания предполагает рассмотрение процессуального и структурно-функционального аспектов их разработки и построения. Это возможно реализовать в процессе моделирования, продуктом которого является создание теоретических, а на их основе оперантных моделей. Основой моделирования рассматриваются системный и интегративный подходы к изучению мета-системы «личность - группа - общество».