Аннотация:В статье представлено системное изложение теоретических основ исследования и построения системы воспитания как процесса создания условий реализации и осуществления взаимного влияния «субъект - социальная система - социум». Изложенные теоретические положения определяют методолого-теоретическую основу построения и исследования метасистемы «личность - группа -общество» в контексте современных тенденций развития междисциплинарных исследований педагогической науки. Изучение воспитания как процесса позволяет выделить существенные, сущностные этапы и процессуальные характеристики, что открывает возможность учитывать активный характер психики человека, определяющей постоянное стремление к развитию, изменению и появлению новых мотивов жизнедеятельности. С другой стороны, такой подход акцентирует внимание на объективно возникающих изменениях в обществе вследствие урбанизации, создающей уникальные возможности для саморазвития и самореализации личности, которые предоставляет мегаполис. В статье представлено системное исследование феномена «воспитание»: как основной категории педагогики; как социального института; как системы и как совместной деятельности. Авторы исходят из того, что воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм. Анализ воспитания как многосоставной деятельности и многомерного процесса позволил определить его процессуальные и структурно-функциональные характеристики, что стало вкладом в развитие педагогической науки.