Место издания:Издательство Санкт-петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:316
Последняя страница:330
Аннотация:В статье рассматривается опыт поиска национальной самобытности в музыкально-критическом наследии князя В. Ф. Одоевского, которое связано с его философскими интересами и отражает его философское развитие после «общества любомудров» и «Русских ночей». XIX в. является веком открытия национального, чему способствует культура и эстетика романтизма,повлекшая за собой интенсивное нациестроительство. Одоевский различает русскую и так называемую «общую», западноевропейскую музыку, основывая это различение на анализе древнерусского пения. В его основе лежит система гласов и погласиц, типологически близкая древним индийским звукорядам.Он изучает реформу крюкового письма, проведенную в XVI–XVII в. Иваном Шайдуровым и другими «дидаскалами», сравнивая ее с тем, что на Западе в XI в. сделал Гвидо д’Ареццо. Музыка воспринимается Одоевским как упорядоченная система математических закономерностей, что подтверждают идеи Лейбница и Эйлера, и как особая духовная реальность, связанная с аскетическими практиками. Национальное в музыке связывается Одоевским не с обращением к народным песням, и тем более не с их записью в духе европейской гармонии, а с глубинной формой построения музыкального, связанной со спецификой музыкальной невмы. Музыка оказывается составной частью иконосферы, соотносится с архитектурой и другими видами искусства. Идеи Одоевского получили свое развитие в работах современного российскогофилософа культуры и композитора Владимира Мартынова. Рассматривается полемика С. И. Танеева и П. И. Чайковского, в которой Танеев, продолжая идеи Одоевского, отстаивает идею особой «русской гармонии» и в соответствии с этим выстраивает стратегию своего творчества. Чайковский же выступает за единство европейского музыкального процесса, хотя и признает национальное своеобразие различных музыкальных школ. В советской публикации их переписки 1951 г. цензуре подпадают те фрагменты, где Чайковский выражает убеждение в близости русской музыкальной традиции к европейской.