Аннотация:Механизмы функционирования знаковой (понятийной) системы человека изучались на модели формирования искусственных понятий с помощью специально разработанной системы бимодальных стимулов-знаков. Бимодальное означающее состояло из аудиального (два чистых тона) и визуального (изображение квадрата) стимулов. В качестве означаемых использовались оттенки цветов от зеленого к красному через желтый. Бимодальный состав означающего позволил создать аудиовизуальный семантический конфликт: новый тип знака (конфликтный знак) состоял из аудиальной и визуальной частей от разных знаков. В эксперименте было показано существование такого конфликта и выделено четыре стратегии его разрешения. Для каждой стратегии построены математические модели, описываемые линейными уравнениями, различающимися вкладами аудиальной и визуальной модальностей. В статье обсуждаются мозговые механизмы аудиовизуальной интеграции и понимания знака как прямого автоматического процесса (ранняя интеграция) и как процесса, требующего вторичной подстройки системы (поздняя интеграция) в ситуации семантического конфликта.