Аннотация:С начала XVI в. на Руси распространяется концепция трехчастной (ум-слово-дыхание) и бесплотной души, структура и характеристики которой трактуются как образ Божий в человеке. Эта доктрина был сформулирована Иосифом Волоцким в знаменитом трактате «Просветитель», оказавшем глубокое влияние на философско-богословскую мысль Московской Руси вплоть до петровских времен. Однако в XVII в., в начальный период Раскола русской церкви, это учение, защищавшееся дьяконом Феодором Ивановым, было подвергнуто жесткой критике протопопом Аввакумом в ходе так называемых «пустозерских споров». Аввакум полагал, что между Богом и человеком невозможно никакое подобие по природе и заявил, что душа является «телесовидной», то есть прямо связаной с телом, его частями и органами. Образ же Божий, по Аввакуму, - это обладание разумом и свободной волей и уподобление Богу по своим действиям. В статье подробно разбирается учение Аввакума о душе и его критика Феодора.