Место издания:Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА» Москва-Белгород
Первая страница:58
Последняя страница:59
Аннотация:В позднем возрасте, когда натуральная мнестическая функция угасает, этот дефицит компенсируется дополнительными формами активности, перестраивающими работающую неэффективно психологическую систему. Это приводит к т.н.«новообразованиям» инволюционного возраста – изменению и развитию способов саморегуляции. В ряде случаев этот процесс приобретает гиперкомпенсаторный характер, замещая собой реализацию поставленных целей и задач(Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., 1995).
Цель настоящего исследования: изучить, какие способы опосредствования более эффективны в позднем возрасте.
Методика. Для исследования процесса опосредствования запоминания применялись методика«пиктограмма»(П)(образное, зрительно-пространственное опосредствование), и методика«семантическое кодирование»(СК)(смысловое, вербальное опосредствование)(Бизюк А.П., 2005). Кроме того, с помощью традиционных Луриевских тестов исследовались продуктивность и прочность вербальной и зрительной памяти, а также пространственные функции. На основе МТ-данных измерялись параметры гиппокампа.
В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 59 до 86(μ – 69) лет без мозговой патологии в статусе или анамнезе по данным МТ.
Результаты. 18 из 20 испытуемых дали больше правильных ответов(в среднем, на 23% – от 5 до 48%) в тесте«П», чем в тесте«СК». Причем, чем больше продуктивность визуального опосредствования, тем больше ее разница с продуктивностью семантического. Баллы в тестах«П» и«СК» коррелируют с продуктивностью (r=0,85 и r=0,52 соответственно) и прочностью (r=0,56 и r=0,59) слухоречевой памяти. Результаты теста«П» также коррелируют с продуктивностью (r=0,50) и прочностью (r=0,57) зрительно-пространственной памяти, и с результатами проб Хеда (r=0,64). Кроме того, баллы тестов «П» и«СК» коррелируют и между собой (r=0,56). Связь результатов опосредствования со зрительной памятью не обнаруживается. Данные МТ показали, что симптом семантических замен в пробах на«СК» коррелирует с объемом головки левого гиппокампа (r=0,71).
Выводы: Способность к эффективному опосредствованию зависит от следующих факторов:
1. Сохранности и уровня развития слухоречевой и зрительно-пространственной систем памяти и пространственных функций («конвекситальный» фактор).
2. Анатомических параметров некоторых подкорковых структур, в частности, гиппокампа, играющего роль в обеспечении избирательности(точности) процессов припоминания («глубинный» фактор).
3. Направленности опосредствования: межфункциональное опосредствование оказалось более эффективным, чем внутрифункциональное(фактор межфункционального взаимодействия).
4. Общего объема психической деятельности.(В нашем исследовании в тесте на зрительное опосредствование испытуемые зачастую забывали, какое слово или словосочетание стоит за пиктограммой, называли сам рисунок, а не то, что они хотели изобразить). В этих случаях, вероятно, опосредующая деятельность - действия, направленные на достижение промежуточной цели, замещали собой реализацию поставленной задачи(запоминание), трансформируя промежуточную цель в цель итоговую.
5. Адекватности и репертуара выбора вспомогательных средств. Если испытуемые использовали индивидуально незначимые, банальные или слишком абстрактные образы, они не могли их потом расшифровать.
Можно думать, что расширение и оптимизация способов опосредствования улучшает память в позднем возрасте.
Работа выполнена при поддержке РФФИ(проекты № 07-06-00039 и № 05-06-80362)