Л.Н. Толстой в работах представителей психологической школы в литературоведении Э. Эннекена и Д.Н. Овсянико-Куликовского // Литература в школе. 2022. № 1статья
Аннотация:Цель исследования – на конкретном историко-литературном материале проиллюстрировать некоторые существенные сходства и различия русской и французской культуры. В статье впервые в литературоведении проведен сопоставительный анализ двух интерпретаций творчества Л.Н. Толстого, предложенных крупными представителями психологической школы в русском и французском литературоведении конца XIX в. – Д.Н. Овсянико-Куликовским и Э. Эннекеном. Основной метод исследования – сравнительно-исторический: на основе гипотетического сопоставления двух текстов о Толстом, принадлежащих представителям разных национальных культур, предпринята теоретическая реконструкция культурной специфики. Материалом исследования стала книга Овсянико-Куликовского «Лев Николаевич Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценка его религиозных и моральных идей» (1911) и очерк о Л.Н. Толстом в книге Эннекена ««Этюды научной критики» (1889). Рассмотрены предпосылки возникновения психологической школы в литературоведении. Изложена концепция «научной критики» (эстопсихологии) Эннекена, выявлена ее генетическая связь с культурно-исторической школой и отличие от нее. Показаны диалектически сложные отношения эстопсихологии Эннекена с биографическим методом Ш.-О. Сент-Бёва. Сделан вывод о том, что во Франции углубленный психологизм сочетается с вниманием к форме, в то время как в русской традиции жизнь человеческой психики берется безотносительно к формально-эстетическому компоненту.
Ключевые слова: психологическая школа, культурно-историческая школа, биографический метод, эстопсихология.