Аннотация:Статья посвящена исследованию «варганного движения» как феномена мировой культуры второй половины ХХ – начала XXI веков. В первой части работы автор раскрывает проблему классификации варганов, их конструктивные особенности и акустическую специфику, которые рассмат-риваются в качестве основания для освоения варганных традиций представи-телями разных народов и социальных групп в условиях современности. Вторая часть статьи посвящена изучению истоков, сущности, особенностей, форм и механизмов функционирования «варганного движения» в России и других стра-нах мира. В качестве его творцов и вдохновителей выступают музыканты, исследователи и мастера, которые выносят на уровень широких масс свои на-учные открытия и творческие достижения в области варганной практики. Участников движения объединяет поиск новых форм творчества и самовы-ражения, стремление к изучению, развитию и трансляции культурного насле-дия посредством варгана, а также межкультурный диалог. Важным объеди-няющим звеном в этом процессе выступает Интернет, в том числе темати-ческие сообщества в социальных сетях и авторские страницы. Анализ автор-ских сайтов позволил выявить следующие компоненты, влияющие на «варган-ное возрождение»: разделы по истории варгана и технологии его изготовле-ния; статьи, посвященные типологии инструмента, практике обучения и вар-ганотерапии; ссылки на варганные сообщества и контакты мастеров-изготовителей и др. Яркая, интерактивная подача делает материал востре-бованным. На основе вышеизложенного варган осмысляется автором как средство освоения культурных кодов человеческого бытия и как творческая практика, способствующая взаимопониманию между представителями раз-ных народов в условиях современности.