Аннотация:Происходящее в последние году активное внедрение в образовательную среду цифровых технологий, подразумевающее всё более полный переход на общение с компьютерами и их аналогами (всевозможными гаджетами), актуализирует изучение возможных изменений тонкой моторики, как коррелятов изменений в психофизиологическом статусе учащихся.Целью данного исследования стало изучение точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у учащихся 8-х классов (13,9–15,4 лет): 67 девочек и мальчиков в 2004 году, 31 подросток обоего пола в 2020 году. В обеих выборках исследования проведены в конце февраля – начале марта, в 2020 году все измерения были завершены до введения ограничений и перевода школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. Показатели психомоторной координации оценивали на приборе КИД (компьютерный измеритель движений; производитель – ООО «ИНТОКС», г. Санкт-Петербург). Данный прибор на основании обработки траектории движения руки при выполнении простых циклических двигательных задач (с движениями «от локтя») позволяет оценивать следующие параметры: длительность цикла движения (ДЦД), ошибку сенсорной коррекции условных флексоров (ОКФ) и экстензоров (ОКЭ), плавность движения (ПД). Тест выполняется обеими руками по очереди, для исключения влияния моторной асимметрии в анализ взяты средние величины для правой и левой рук.Различий между мальчиками и девочками ни в 2004, ни в 2020 году не было, закономерности изменений всех показателей были сходными. Обнаружено, что в 2020 году у подростков значимо улучшился скоростной показатель ДЦД от 0,98 с (0,80; 1,02) до 0,50 с (0,42; 0,63), но показатели точности (ОКФ и ОКЭ) и плавности (ПД) стали хуже: изменились от 4,64% (4,06; 5,86) до 11,15% (7,91; 14,33); от 4,25% (3,57; 5,61) до 10,00% (6,78; 16,57); от 84,9% (82,1; 87,1) до 65,6% (44,7; 83,7), соответственно.Мы полагаем, что изменения показателей ручной моторики связаны с уходом от ручного письма к работе на разных вариантах консолей и формированием паттерна движений, акцентирующего более быстрое взаимодействие с компьютером.Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 19-29-14104 мк «Инструментальная оценка влияния цифровизации образования на физиологический баланс организма».