Аннотация:На протяжении последних ста лет в России можно наблюдать трансформацию организаций (государственных и коммерческих), их организационной культуры, модели управления, трудовых установок и трудовой этики персонала. При этом можно диагностировать как сходство, так и различия организаций советского периода и современных по ряду параметров, которые используются в классических моделях диагностики организационной и деловой культур (Г.Хофштеде, К. Камерона – Р.Куинна, Ф. Тромпенаарса – Ч. Хэмпден-Тёрнера, Э.Холла и др.). Советским организациям был свойственен коллективизм, высокая дистанция власти, приоритет общего над частным, централизация власти и ответственности, важность межличностных отношений, отношение к персоналу как к «винтику», долгосрочный наем персонала, доминирование нематериального стимулирования. Некоторые элементы «советской» организационной культуры сохраняются и в современных российских организациях, придавая определенный «оттенок» российской деловой культуре. Сегодняшние вызовы внешней среды требуют изменения организационной культуры современных компаний от традиционной кланово-иерархической, доминировавшей в советский период, к рыночной или адхократической культурам, стержневыми ценностями которых являются конкурентоспособность (в том числе, за счет усиления внутренней конкуренции между сотрудниками или подразделениями), эффективность, предприимчивость, агрессивность, индивидуализм, предприимчивость.