Трансдисциплинарная модель развития научных воззрений на природу лингвокреативности: философия vs. психология vs. семиотика vs. лингвистикастатьяГлава в книге
Аннотация:Проблема творчества в его отношении к языку находится в фокусе вни-мания различных наук и междисциплинарных направлений на протяжении не одногостолетия. Совокупным множеством возникающих со временем научных взглядов наданный исследовательский объект создается и моделируется трансдисциплинарноепространство, в котором сопрягаются и в определенной мере «согласуются» разнона-учные знания о нем, давая новый импульс к дальнейшей эволюции в его постижении.Настоящая работа посвящена исследованию специфики формирования определенного рода воззрений на природу творчества, или креативности в философии, психологии, семиотике и лингвистике. Особое внимание уделяется рассмотрению философских, психологических и семиотических подходов к пониманию творческих процессов в языке В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, Н. Хомского и Ф. де Соссюра. Данные подходы относятся к числу наиболее востребованных в современных филологических(в частности, лингвистических) исследованиях феномена лингвокреативности, в которых они обретают новые векторы теоретического осмысления. Также освещаются результаты изучения лингвокреативности посредством созданного автором лингвокультурологического метода и его применения к анализу фразеологизмов. Разработка данного метода базировалась на интеграции ряда рассматриваемых в настоящемразделе философских, психологических, семиотических и других научных представлений о креативном характере и потенциале языка. В целом, предпринятое исследование является попыткой реконструкции трансдисциплинарной модели развития научных воззрений на такой сложный в своей многомерности и многогранности феномен, как лингвистическая креативность.